С незапамятных времен в истории каждого государства существовали суды. Судебная система современного государства – это сложный механизм, регулирующий возникающие в обществе правовые конфликты.
Хозяйственные суды являются одним из составляющих элементов системы судов общей юрисдикции, на которые возложены задачи по защите прав и охраняемых законом интересов участников хозяйственных правоотношений.
Система правосудия в Украине с момента обретения государством независимости фактически находится в состоянии постоянного реформирования и тема судебной реформы 2010 года является сегодня очень актуальной. Целью этой реформы, в частности, есть повышение роли суда и статуса судей в обществе, обеспечение независимости судей от постороннего вмешательства, а также обеспечение свободного доступа к суду каждого физического и юридического лица.
Принципиально важным для нынешнего украинского общества является вопрос о доверии к судебной власти, выступающей одним из главных рычагов демократического развития страны, поскольку доверие общества – это особый источник силы судебной власти и одновременно показатель ее эффективности.
По результатам социологических опросов уровень доверия к судебной власти достаточно низкий, но данные социологических исследований не являются безусловными показателями уровня доверия к суду. Эти данные состоят из субъективных мнений о так называемых ”громких” и резонансных делах, которые попали в поле зрения и освещались средствами массовой информации, но фактически являются единичными в системе статистических данных судов. И, применительно к судебной власти проблема общественного доверия усугубляется еще и тем обстоятельством, что в отличие от законодательного решения, которое по определению должно быть ориентировано на компромисс интересов, решение, которое принимает суд, всегда бывает в пользу только одной из сторон в правовом споре.
Но стоит отметить, что в Украине законодательно закреплено право сторон на обжалование судебных решений в порядке апелляционного и кассационного производства.
В отличие от социологических, статистические данные говорят совершенно о другом – в Украине обжалуется около 20% решений, а в системе хозяйственных судов – и того меньше. Для примера хочу привести некоторые цифры о работе хозяйственного суда Луганской области, так, в 2013 году в суд поступило 4715 исковых заявлений, что на 40,7 % больше, чем в 2012 году, а также 1246 различных заявлений в делах искового производства и в делах о банкротстве. Рассмотрено судом в 2013 году дел на 41% больше, чем в 2012 году. Общее количество принятых судебных решений в 2013 году составило 7367, что на 12,6% больше, чем было принято в 2012 году. Процент рассмотренных судом апелляционной инстанции апелляционных жалоб составил 10,5, то есть, основная масса принятых решений, по мнению сторон, являются законными и небольшой процент обжалований говорит все-таки о доверии к суду. В 2013 году судьям хозяйственного суда Луганской области отменено, изменено лишь 2,8% от общего числа принятых в этом году решений.
Считаю, что одной из причин негативного отношения граждан к судам является недостаточная осведомленность о работе судов. Европейская практика свидетельствует о том, что судебная власть не может оставаться за пределами дискуссии о ее эффективности в демократическом обществе, поэтому информация о состоянии дел в судебной системе должна быть доступной для общества.
Формирование позитивного имиджа судебной власти, в первую очередь, зависит от самой судебной власти, от судей и принятых ними решений, от того, насколько оперативно и справедливо рассматриваются дела. А также важную роль в этом вопросе играет и освещение деятельности судебной власти средствами массовой информации. Очень важно, чтобы к обществу доходила достоверная информация о работе судов в Украине.
Последнее время в прессе и Интернете стали появляться публикации с непроверенными и необоснованными данными, которые искусственно подрывают авторитет и доверие граждан к судебной системе.
Поэтому необходимо уделять больше внимания освещению деятельности судов и поддержанию связей со средствами массовой информации; наладить эффективное сотрудничество с государственными органами, общественными организациями и учебными заведениями с целью воспитания уважения к судебной власти и повышению правовой культуры и правового образования. Все должны понимать, что уважительное отношение к суду должно стать чертой национального достоинства.
Основными задачами, стоящими перед нами, остаются соблюдение сроков рассмотрения дел, формирования единой судебной практики, которая должна обеспечить надлежащее качество осуществления правосудия, а также обеспечение доступности правосудия для общества.
Факторами, которые влияют на доступность и доверие к суду, являются его четкая и отлаженная внутренняя организация, удобное территориальное размещение, а также использование в работе коммуникативных механизмов.
Коммуникация – это длительный процесс поиска понимания, согласия и достижения результата. Она, в общем понимании, направлена на достижение очень важной для судебной власти цели – повышения уровня доверия общества к суду.
Коммуникационная деятельность судов должна быть направлена на предупреждение и опережение информационных запросов сторон, а также на разработку стратегий общения через СМИ, Интернет, представителей общественных организаций. И только такой подход будет способствовать диалогу с обществом, и улучшать имидж судебной власти как открытой к общению организации.
И в этом направлении как во всей судебной системе, так, в частности, и в хозяйственном суде Луганской области уже сделаны определенные шаги по обеспечению доступа участников судебного процесса к информации о судопроизводстве и прозрачности принятия решений, а именно: создан официальный веб-сайт ”Судебная власть Украины”, на котором постоянно обновляется и дополняется актуальная информация о деятельности суда; все процессуальные документы суда своевременно размещаются в Едином государственном реестре судебных решений, доступ в который не ограничен; приняты меры относительно установления в помещении суда системы видеоконференцсвязи и обеспечения ее активного использования; судьями постоянно в прессе публикуются статьи по правовой тематике, принимается участие в областном постоянно действующем семинаре для работников юридических служб территориальных органов министерств, других органов центральной исполнительной власти, государственных учреждений, организаций на базе Главного управления юстиции в Луганской области и это еще не весь список принятых мер.
В завершении обращаю внимание, что почетная и нелегкая миссия служения правосудию требует от судей и работников судебных органов высокого уровня знаний, опыта и исключительных моральных и личных качеств: чести, достоинства, выдержки и преданности делу.
Авторитет судебной ветви власти в значительной мере зависит от того, насколько четко функционирует каждое ее звено, добросовестно исполняет свои обязанности каждый ее работник.